30%
Оценка аудитории
Для того, чтобы понять, есть ли у нашей идеи будущее, необходимо посчитать сколько людей она может заинтересовать. Для этого существует несколько понятий, которые помогают оценить нашу будущую аудиторию.
PAM (Potential Available Market) – потенциальный объем рынка, это нечто глобальное. Он оценивается вне географических рамок, описывает ситуацию на планете в целом, прогнозирует развитие рынка на основании глобальных тенденций.

TAM (Total Addressable Market) – общий объем целевого рынка. Обозначает, сколько клиентов и в каком объеме на целевом для вас рынке нуждаются в продуктах и услугах, находящихся в той же категории продукта, что и ваш. Цель на два-три года.

SAM (Served/Serviceable Available Market) – доступный объем рынка, доля от TAM. Это максимально возможный размер рынка для продуктов и услуг вашей компании. Тот рынок, до которого нужно стараться дотянуться в среднесрочной стратегии, цель на год.

SOM (Serviceable & Obtainable Market) – реально достижимый объем рынка. Доля от SAM, которую ваш бизнес способен реально «захватить», учитывая его планы развития, а также предполагаемое изменение конкуренции на рынке.

Когда стартап находится в стадии pre-seed и seed, основателю обычно тяжело прикидывать свои амбиции и представлять свою компанию выросшей до стоимости в миллиард или больше. Но это именно та цель, которую всегда нужно учитывать и держать на горизонте, туда можно дойти за пять-семь лет.

На основании всех этих понятий мы рисуем себе примерный ландшафт и поле для развития бизнеса, это точки перехода по кратному росту продукта в аудиторных и денежных метриках – от всего этого напрямую зависит стратегия продаж.

Основные принципы, которыми нужно руководствоваться: потенциальный рынок всегда больше целевого рынка.

Кроме этих понятий мы можем исследовать нашу аудиторию при помощи других способов.
Профильные агентства: РБК, Gfk, Euromonitor, J'son, Data Insight, TNS, Consumer Barometer, Автостат.

Организации: Публичные компании (SEC, /IR, STOCK).

Рыночная аналитика: Банки, инвестфонды, непубличные компании.

Отчёты от большой четверки: Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG.

Государственные/общественные организации: Росстат, ЦБ, ФОМ, ВЦИОМ, Левада.