CPAcq/CАС
Начнем со стоимость привлечения пользователей – CPAcq (Cost per acquisition).
В некоторых источниках она называется CPU (Cost per user), но называть ее CAC (customer acquisition cost) – неправильно! CAC – стоимость привлечения клиента! CPAcq и САС – это разные определения и метрики, не стоит их путать.
Пользователь – это любой человек который взаимодействовал с вашим продуктом, чаще всего под пользователем подразумевают сущность близкую к человеку, уникальные куки данные в браузере, рекламный идентификатор телефона, e-mail и т.д.
Клиент – это пользователь который совершил покупку.
Теперь разберем, каждую из метрик подробнее.
Если мы хотим посчитать стоимость привлечения пользователя, то мы берем расходы на привлечение и делим на число пользователей/установок.
CPAcq(CPU) = Расходы на привлечение /Число пользователей
Для принятия решений связанных с масштабированием, в расчёте CPAcq важно учитывать не всех пользователей, а только тех, которых мы привлекли, потратив деньги на привлечение. Т.е. только не органический трафик.
Если мы это считаем в Google Аналитике, то мы можем создать сегмент пользователей, которые пришли (было первое взаимодействие в периоде) в определенный период из неорганических каналов, смотрим расходы за этот же период и делим одно на другое.
Если мы говорим про привлечение клиентов (CAC), то тут немного подсчитать сложнее, так как у каждого В2В бизнеса все индивидуально, но общая формула такая же, мы берем расходы, потраченные на привлечение клиентов, и делим на число клиентов.
CAC = Расходы на привлечение /Число клиентов
ARPU/ARPPU
После определение стоимости клиента или пользователя, мы можем посчитать, какой средний доход они нам принесли. Введем еще две метрики:
ARPU – средний доход с привлеченного пользователя.
ARPPU (ARPC) – средний доход с привлеченного клиента, или платящего пользователя.
Как посчитать средний доход на пользователя – ARPU?
Для наших задач удобнее считать через конверсию и ARPPU.